Три – эльфийским владыкам в подзвёздный предел,
Семь – для гномов, царящих в подгорном просторе,
Девять – смертным, чей выверен срок и удел,
И одно – Властелину на черном престоле
В Мордоре, где вековечная тьма.
Чтобы всех отыскать, воедино созвать
И единою черною волей сковать
В Мордоре, где вековечная тьма.
Перевод: И. Гриншпун
Если задаться вопросом, кто является главным героем «Властелина колец» Дж.Р.Р. Толкиена, то так сразу и не ответишь. Многие скажут, что это Фродо, многие вспомнят так же Сэма, Гэндальфа и Арагорна. Но никого из них нельзя, в полной мере, назвать главным героем – персонажем, вокруг которого «закручен» весь сюжет, персонажем, если убрать которого, то все повествование развалится и потеряет смысл.
На мой взгляд, центральной фигурой «Властелина колец», является вовсе не человек, гном или эльф, а маленькое неприметное колечко. Именно вокруг Кольца всевластья вращается сюжет этого выдающегося, христианского, наполненного метафорами и параллелями произведения. И в этой статье я попытаюсь провести параллели между Кольцом и тем, что есть в наших жизнях, тем, что не в силах преодолеть человек, не знающий Христа и что не властно над тем, кто сделал Иисуса господином своей жизни.
Когда ковались кольца Средиземья, кузнецы, создавая их, вкладывали в свои изделия силу, способную, впоследствии, принести пользу своим владельцам. Эти кольца усиливали способности хозяина, а в некоторых случаях и давали ему новые, ранее недоступные. Лишь один из создателей первых шестнадцати колец, которые в итоге достались людям (девять) и гномам (семь) трудился не для того, чтоб помочь кому-то, но его труды были направлены на то, чтоб извратить начальную задумку колец и сделать их не помощниками, но ловушками для носящих их. Он, втайне от всех, вложил в эти кольца частичку себя, частичку своей злобы и ненависти, а затем, спустя некоторое время, уже самостоятельно, создал одно Кольцо, ставшее квинтэссенцией его Я, частички которого были заключены в других шестнадцати.
Кольцо. Найдя его, как бы случайно, ты можешь, поначалу, подумать: «о, какая прикольная безделушка» и, надев его на палец или положив в карман, продолжить путь по жизни, со временем ты заметишь, что это колечко, кроме всего прочего, может принести тебе что-то, чего практически невозможно, на твой взгляд, достичь без него. Оно способно продлить твою жизнь или скрыть тебя от глаз недругов, скрыть твои неприглядные поступки или помочь тебе проникнуть туда, куда иначе не попасть или получить то, чего ты не мог получить, когда его у тебя не было. Ты используешь его по своему разумению и считаешь, что оно полностью подчинено твоей воле, но со временем, чем чаще ты им пользуешься, чем чаще ты одеваешь его на палец, тем труднее тебе потом снять его и ты чувствуешь, что, не смотря на все блага, которые тебе дает Кольцо, твоя жизнь истончается, она становится пустой и прозрачной и приходит страх, что наступит момент, и она просто рассыплется прахом. Но уже поздно и самостоятельно тебе от кольца (ненавистного и желанного) не избавиться. И даже если ты приобретешь не то кольцо, которое явно сделано Властелином тьмы, а всего лишь то, что было сделано с маленькой примесью его воли, все равно, рано или поздно ты будешь подчинен этой тьме, и она извратит все твои, изначально самые светлые, намерения и устремления.
Невозможно избавиться от воли, от воздействия Кольца, всего лишь убрав его подальше с глаз, спрятав его в шкаф или шкатулку и решив, что никогда больше не воспользуешься им – ты и сам не заметишь, как оно снова окажется на твоем пальце, а заметив это, ты будешь сожалеть о содеянном. И так может повторяться раз за разом, снова и снова из года в год. Единственный способ избавиться от власти Кольца – уничтожить его в огне. Смог бы герой Толкиена хоббит Фродо бросить кольцо в Орадруин сам, без помощи извне? Конечно же, нет. А смог бы сделать это кто-то за него? Тоже нет, так как забрать кольцо у Фродо было возможно силой, лишь убив его. И что мы видим? Чтобы избавиться от Кольца, Фродо должен был осознать и признать его губительность и по-настоящему захотеть избавиться от такой «собственности», наплевав на все мнимые преимущества и блага, которые Кольцо давало ему.
Как же похоже толкиеновское Кольцо Всевластья на грех! Ты словно сам находишь его, сам подбираешь и начинаешь пользоваться им по своему разумению. Но так ли это? А может, не ты находишь это «колечко»? Может это оно находит тебя, притягивает твой взор своей кажущейся простотой и приятным блеском, в то время как предыдущий его «хозяин» догнивает в своей пещере? Пользуйся им и ты будешь получать сиюминутные блага, сиюминутное удовлетворение, какое-то, мнимое, преимущество над другими, но со временем грех, незаметно для твоих глаз, поработит тебя и ты, продолжая считать себя властелином своей жизни, станешь рабом греха и его властелина. В фильме «Властелин колец», когда Саруман на вершине Ортханка пытался склонить Гэндальфа на сторону темного властелина, чтоб вместе править миром, Гэндальф ответил ему: «Не обманывай себя, у Кольца только один хозяин и он ни с кем не станет делиться властью». Не обольщайтесь! У греха только один хозяин и любой, кто порабощен грехом становится рабом истинного хозяина греха – жестокого и никогда не делящегося своей властью.
Порой мы стремимся к чему-то светлому, хорошему, но в достижении этого или в стремлении к этому может проскользнуть что-то темное (обман, зависть, эгоизм, осуждение). Знай, что в таком случае ты приобретаешь себе одно из шестнадцати колец, созданных для добра, но с примесью темной воли и оно со временем превратится в жернов на твоей шее, извратит твои светлые устремления и сделает тебя рабом все того же темного властелина.
Бог создал множество прекрасного, способного сделать наши жизни радостнее, светлее, способного помочь нам проходить через трудности и испытания, способного утолять боль и побеждать отчаяние, но часто мы позволяем в это прекрасное, созданное Богом в наших жизнях, проникнуть сатане и извратить те блага, что Он нам дает, сделав их ловушкой для себя.
В одном из переводов стихотворения, приведенного в начале статьи, сказано:
В царстве Мордора мрачном, где тени легли.
Отыскать их, собрать их, предать их ему,
Воедино сковать их и ввергнуть во тьму
В царстве Мордора мрачном, где тени легли.
Я думаю, нам стоит помнить, что принесет нам использование «Колец» в своих жизнях, и я сильно сомневаюсь, что предел мечтаний кого-то из людей, быть, в итоге, порабощенным кем-то и ввергнутым во тьму.
В. Манжула